Образовательные стандарты и требования
Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)
Что такое ФГОС ДО?
Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и введён в действие с 1 января 2014 года.
Стандарт разработан на основе:
-
Конституции РФ
-
Законодательства РФ
-
Конвенции ООН о правах ребёнка
Зачем нужен стандарт?
Обучение и воспитание дошкольников в ДОУ осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.
На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Обеспечит ли стандарт дошкольного образования одинаковую для всех подготовку к первому классу?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста предлагаются виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться». Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры.
ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. Это совокупность государственных гарантий получения доступного качественного образования посредством:
-
расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
-
обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
-
приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-
развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
-
реализации вариативных образовательных программ;
-
соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса
-
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
-
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
-
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
сотрудничество Организации с семьёй;
-
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
-
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Цели стандарта:
-
Повышение социального статуса дошкольного образования;
-
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
-
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
-
Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Тезисы о ФГОС ДО – новой страницы в дошкольном образовании
-
Ребёнка ценят, а не оценивают!
-
Дошкольное детство не призвано подготовке к школе, к развитию знаний, умений, навыков!
-
Самоценность детства! Значимо то, что происходит с ребенком сейчас, а не подготовка к следующему периоду!
-
Содействие и сотрудничество ребенка - активного деятеля и взрослого!
-
В ФГОС ДО - главное не результат, а условия!
-
ФГОС ДО направлен на образование и развитие ребенка, через игру и другую понятную, доступную детям деятельность.
-
ФГОС ДО ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребенка.